Цель проекта
Рассказать о Николае Сергеевиче Говорове, который создал новый жанр — театр рассказа и о театре, в основе постановок которого лежит этот жанр, способствующий сохранению и популяризации русского литературного языка.
Задачи проекта
- Создать документальный фильм
- Транслировать информацию о Говорове Н.С. и работающем в жанре — театр рассказа театре, названным по наименованию жанра, для широкой аудитории
- Подготовить мини-спектакль в жанре — театр рассказа



География проекта
Санкт-Петербург, Ленинградская область
Сроки реализации
01.02.2025 — 31.10.2025
Целевые группы проекта
- Жители Санкт-Петербурга 12+, интересующиеся литературой, театральным и другими видами смежных искусств
- Аудитория СМИ, пабликов и блогов, постоянно работающая над собой для своего совершенствования, интересующаяся классической и современной литературой, театральными и другими видами смежных искусств
Описание проекта, включая обоснование уникальности проекта
Проект разработан Региональной общественной организацией «Центр Н.С. Говорова «Адаптация и развитие человека и общества». У нашей организации есть богатый опыт в постановке и показе спектаклей, основанных на русской классической литературе, что способствует популяризации русского литературного языка.
Театральный коллектив имеет два равнозначных названия: Театр рассказа и Театр рассказчика. Актуальность нашего проекта связана с необходимостью противодействия фальсификации истории, защиты и поддержки русского языка, а также соблюдения норм современного литературного языка.
Поэтому мы решили именно сейчас рассказать широкой общественности о Николае Сергеевиче Говорове — основателе нового жанра театра рассказа, который популяризирует русскую литературную речь через классические произведения. К сожалению, он известен лишь в узких кругах.
Основной целевой группой проекта будут жители Санкт-Петербурга 12+ и онлайн аудитория, постоянно работающие над своим усовершенствованием, интересующиеся литературой, театральным и другими смежными видами искусств. Творческая концепция проекта (коротко идею и особенности творческого решения для раскрытия темы проекта) — создание документального фильма «Неизвестный Н.С. Говоров – основоположник жанра – театр рассказа и мини-спектакля» продолжительностью не менее 30 минут в этом жанре для демонстрации важности создания этого жанра в сохранении и применении литературного русского языка. Творческое решение состоит в чередовании эпизодов с фото и видео материалами и пояснениями голоса за кадром о значении русской классической литературы для формирования здорового, в полном смысле этого слова, общества, с проходками в локациях деятельности Н.С. Говорова и его последователей, В рамках проекта будет создан документальный фильм, поставлен мини спектакль, проведено мероприятие с показом документального фильма и миги спектакля, взяты выборочные интервью у зрителей. Видео фильм будет размещен в социальных сетях, проведено продвижение показов фильма.
Уникальность проекта заключается в том, что наша организация впервые рассказывает о Н.С. Говорове с фокусом на его роль в популяризации великого русского языка посредством рассказывания произведений русской классической литературы в формате документального фильма. Будет использован новый для нас формат проведения мероприятия с показом документального фильма и мини спектакля в жанре – театр рассказа. Так же собираемся не только демонстрировать фильм на площадках своих партнеров, а еще продвигать его в интернете посредством таргетированной рекламы, тем самым увеличив обычный для нас охват аудитории.
В результате реализации проекта не менее 360 зрителей и не менее 100000 онлайн зрителей узнают, что есть такой жанр, который сохраняет и популяризирует литературный русский язык, и о коллективе театра работающем в этом жанре, участником которого может стать любой желающий усовершенствовать свою память и обогатить свою речь.
Обоснование актуальности и общественной значимости проекта
Сейчас остро стоит вопрос о сохранении исторической памяти и попыткам противодействия фальсификации истории, сбережения опыта формирования традиционных ценностей, защита и поддержка русского языка и соблюдения норм современного литературного языка (пункт 24 Указа Президента от 09.11.2022 г. №809). Поэтому мы и решили именно сейчас рассказать широкой общественности об основателе нового жанра – театр рассказа, популяризирующего русскую литературную речь посредством русских классических произведений, о Николае Сергеевиче Говорове и о Театре рассказа, открытым им в 1952 году на основе этого жанра, который был возрождён в 2010 году его последователями. Несмотря на более чем полувековые научные и художественно-экспериментальные исследования жанра — театр рассказа с использованием произведений классической литературы, Н.С. Говоров остаётся незнакомым деятелем русской культуры и науки до настоящего времени. Созданный Н.С. Говоровым жанр до сих пор не внесен в список творческих театральных жанров и упоминается в довольно узком кругу людей. Хотя за сезон 1962-1963 годов в Театре рассказа было поставлено не менее 60 спектаклей, а с 2010 по 2024 в возрождённом последователями Н.С. Говорова театре выпущено не менее 160 спектаклей. Большинство из них создано на основе произведений русской классической литературы, при бережном сохранении авторского текста и стиля.
Главное преимущество реализации этого нового жанра заключается в его массовости и доступности для населения и приобщению к русской великой литературе через рассказчицкую деятельность. И неважно, достигнет ли человек такого уровня навыков рассказа, чтобы выступать в Театре рассказа, или остановится на том, что в его жизни появился рассказ, хороший русский язык, и он постоянно пересказывает классику в семье. Педагоги, овладев рассказчицким мастерством видоизменяют структуру уроков, а для уроков литературы открываются новые инструменты. Психологи в своей работе могут использовать элементы рассказчицкого подхода и многие другие моменты.
Исследуя закономерности рассказчицкого мастерства, которое лежит в основе жанра – театр рассказа, Н.С. Говоров доказал, что: 1) овладеть искусством рассказа может любой человек вплоть до пожилого возраста; и постоянная рассказчицкая деятельность художественной литературы способствует более активному освоению всего идейного богатства книг. И другой важный момент: кто постоянно рассказывает, тот лучше слышит слушая, и лучше понимает, читая; 2) формирование навыков происходит естественным образом через практику рассказов после чтения художественных литературных произведений; 3) качестве исходных произведений для овладения рассказом лучше всего брать классиков русской литературы: Пушкина, Чехова, Толстого, Тургенева, Куприна, Гончарова и многих других. 4) рассказывание классической литературы способствует обогащению активного словарного запаса, правильной русской речи, освоению всего духовного богатства содержания литературного произведения. 5) наибольшего эффекта освоения рассказчицкого мастерства происходит в малых группах до 20 чел. Реализация жанра театра рассказа в группах доступно любому человеку без ограничений и всегда сопровождается обсуждением с обменом мнений по выступлениям и содержанию произведений. 6) практика рассказывания классиков отечественной литературы выявила требования к подбору литературы и постановки в жанре театра рассказа: реализм, гуманизм, завершённость и оптимизм, что полностью соответствует современным запросам на сохранение и приумножение самобытной русской культуры и традиций семейных и человеческих отношений.
Очень важно для общества, чтобы через такие группы прошли не десятки, как в настоящий момент, а тысячи участников. А документальный фильм о Говорове призван донести до широкой общественности информацию о жанре, о его создателе и со временем привлекать все больше и больше людей.