Научно-общественный полилог

Разрабатывался на уровне концепции и апробировался по отдельным процедурам в последние годы жизни Н.С. Говорова и, в сущности, представляет собой научное завещание и научное предвидение путей развития человека и общества.

Логика научно-художественного поиска по реализации жанра театр рассказа, по признанию Н.С. Говорова, вопреки его желаниям, заставила выйти за пределы узко театрального и пойти по пути, намеченному И.П. Павловым по решению общесоциальных проблем. Пара «рассказчик – партнер» как «клеточка» социального взаимодействия вместила в себя всю проблематику общения людей. А возможность художественного воплощения в предлагаемых обстоятельствах подготовила экспериментальную базу моделирования и исследования различных сторон и качеств процесса общения. Особое место в разработке театрализованных методов занимает четвертьвековая исследовательская и лечебная деятельность в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Именно работа с ментальными нарушениями позволила экспериментально апробировать и научно обосновать эффективность методов активизации психического развития, основанных на рассказе.

Следующий этап в исследовательской деятельности Н.С. Говорова был посвящен разработке интегральной концепции социальной педагогики как школы жизни человека и общества и значимости рассказчицкой деятельности в педагогических и образовательных инновациях.

Особую ценность представляет открытый в ходе этих исследований опыт Яснополянской школы Л.Н. Толстого как пример успешного и эффективного использования рассказа в педагогической деятельности.

Всестороннее полувековое изучение рассказчицко-партнерского (диалогового) отношения в разных областях социальной практики подготовило стартовую площадку для научного исследования полилоговых форм общения и взаимодействия людей. А развитие информационно-коммуникативных технологий подготовило инструментарий для создания полилоговых процедур.

Научно-общественный полилог, как определил Н.С. Говоров, «это новый, охватывающий все общество, род общественного производства единой науки и основанного на ней единства науки, образования, социальной практики и бескомпромиссно-консенсусных общественных отношений. Достигаться он будет полной открытостью для всего общества и обеспечиваться организационно-управленческими возможностями». И далее: «процедура бескомпромиссного консенсуса – это процедура научного, педагогического общения, основанного на интеграции всего того, что мы познали и всего того, что мы можем довести до знаний и отбросить заблуждения в своём собственном познании. Этот механизм закладывается в методологию общесоциальной школы жизни и именно интегрируя современные знания высшего уровня в единую познавательную систему.

Возможно, действительно на основе этого обучать жизни общество в его филогенетическом развитии! То есть, разрешать те противоречия, которые в данный момент существуют в обществе; преодолевая их, открывать путь к развитию всех социальных сфер деятельности и добиваться того, что каждый человек, способный на выход в филогенетическое участие развития общества, может реализовываться».  (22.02.1997 г. Стенограмма 21-й лекции по «Научным основам эмпирической психологии»).