Научно-художественная исследовательская деятельность

Научно-художественная система (НХТС) Н.С. Говорова сформировалась как относительный итог исследований закономерностей развития психики человека и условий раскрытия потенциала человеческих возможностей. Состоит из трех разделов. Теоретический раздел НХТС интегрирует художественные и научные искания ведущих деятелей отечественной культуры и науки:

К.С. Станиславский: открытие объективных законов реалистического актёрского мастерства, метод физических и словесных действий. МХАТ – как вершина развития театрального реалистического искусства.

Н.В. Демидов: методика Демидова и производная от неё методика Демидова-Говорова, методические, методологические и художественные концептуальные основания подготовки актёров реалистического психологического театра.

Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.А. Сорокин, Н.К. Крупская и др.– ведущие представители отечественного направления социальной педагогики как школы жизни человека и общества и формирования социальных условий развития творческих способностей человека.

К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев:

Развивая концепцию К.Д. Ушинского, Б.Г. Ананьев пришёл к заключению о том, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, нужно изучить человека во всех отношениях. Однако, закончив монографию «Человек как предмет познания» он пришел к убеждению, что всей науки прошлого, настоящего и будущего недостаточно, чтобы познать одного конкретного человека. В этом может помочь только искусство. Б.Г. Ананьевым было задумано новое исследование: человек как предмет художественного познания. По его предложению Н.С. Говоров начал собирать и обобщать материалы в этом направлении.

И.П. Павлов: после прочтения рукописи К.С. Станиславского заявил, что начинать изучение законов реалистического актёрского мастерства надо не для целей искусства, а для решения проблем общечеловеческого характера: в первую очередь — для медицины, затем, для педагогики, и только потом — для театрального искусства и внес существенные изменения в фундаментальные исследования высшей нервной деятельности человека.


Б.Ф. Поршнев: его концепция о начальном периоде возникновения и эволюции психики человека, была использована Н.С. Говоровым для исследования категории театрального («социальная образность и образ социального») через сопоставление этапов становления психики человека с фазами развития театрального искусства.

Второй раздел НХТС – прикладной, составляют театрализованные методики формирования навыков рассказа и действия, двух основных форм социального поведения и социального освоения действительности. В этих методиках моделируются и раскрываются закономерности и особенности художественного познания и отражения человеком человека и социальной реальности.

Научная организация самодеятельности составляет основное содержание третьего раздела НХТС. В нём исследуются и реализуются принципы самоуправления и организации коллективной творческой деятельности, способствующей раскрытию потенциала каждого человека в ней участвующего. Работа Т. Котарбинского «Трактат о хорошей работе» выступает как развернутое программное обоснование организации совместной деятельности людей в труде, познании и общении.

Научно-художественная театральная деятельность на принципах Н.С. Говорова стратегически ведет к формированию условий для создания института нормальной психологии (Б.Г. Ананьев) и театра как общественного института школы жизни человека и общества.

Главная задача института нормальной психологии – синтез человековедческих наук в изучении психической нормы и разработка методологии психологического материализма как основания единой науки.

Художественные подходы в производстве общественных отношений состоят в опережающем отражении действительности через театральное моделирование конкретного поведения людей в решении общественных проблем.