
Николай Сергеевич Говоров
Николай Сергеевич Говоров, 20 февраля 1921 – 09 мая 2002 (Ленинград — Санкт-Петербург) – актёр, режиссёр, психолог, философ, психотерапевт, ученый, общественный деятель и просветитель, реализовал жанр театр рассказа, создатель нескольких научных концепций: интегральная социальная педагогика (школа жизни человека и общества), научно-художественная театральная система, научно-общественный полилог; разработчик нового научного направления — медицинская эстетика.
О его детстве и юношестве известно очень мало. С раннего детства возникла любовь к театру, которую он пронес через всю жизнь. Актёрскому мастерству начинал учиться у известного театрального педагога И.Е. Каплана, который представлял ленинградскую театральную общественность на семинарах по актерскому реалистическому мастерству, проводимых К.С. Станиславским в Москве.
До войны был принят после конкурса в один из лучших в то время в Ленинграде театров – театр им. Ленинского комсомола. Во время войны работал чтецом-фронтовиком в Политуправлении Западного Фронта ПВО, принимал участие в боях под Москвой. После войны продолжил свою работу на театральном поприще. Пытался реализовать свою юношескую творческую мечту – театр одного актёра и пришел к идее вывести на сцену для чтеца партнера по общению. Так возник замысел о создании нового жанра — театр рассказа.
Впоследствии изучая архивы, открыл, что к этому жанру приходили и пытались реализовать многие выдающиеся деятели культуры и театра: Л.Н. Толстой совместно с В.Н. Андреевым-Бурлаком и И.Е. Репиным, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Закушняк и К.С. Станиславский. Публичные дискуссии в театральной среде о жанре театр рассказа и возможности его реализации вызвали заметный интерес к новому жанру.
Первые экспериментальные пробы по его воплощению начались в Ленинградском государственном театре им. Ленинского Комсомола при поддержке Г.А. Товстоногова. В 1952 году совместно с профессором Театрального института О.М. Чайка, участницей Вахтанговского эксперимента 1910 года, в Ленинградском доме актёра состоялась открытие экспериментальной студии с профессиональными актёрами по реализации жанра театр рассказа.
Фактически работа над этим жанром проходила в русле развития метода физических и словесных действий К.С. Станиславского и ознаменовалась созданием в ДК им. С.М. Кирова Театра рассказа, который десятилетие своего существования отметил в 1962-1963 году выпуском 50-ти полнометражных художественных спектаклей. Создание такого количества спектаклей одним коллективом обеспечивалось на принципах новой театральной методологии формирования актёрского мастерства, безрепетиционных спектаклях, навыках рассказа и импровизации.
В 1960 г. Н.С. Говоров совместно с физиологом, профессором Э.Ш. Айрапетьянцем от Ленинграда стал членом проблемной комиссии «И.П. Павлов и Советский театр» при Центральном Совете Всесоюзного общества физиологов АН СССР. Именно И.П. Павлов обратил внимание на значимость реалистического театрального искусства, заявив после прочтения рукописи К.С. Станиславского, что начинать изучение законов реалистического актёрского мастерства надо не для целей искусства, а для решения проблем общечеловеческого характера: в первую очередь — для медицины, затем, для педагогики, и только потом — для театрального искусства. Совместно с психотерапевтом И.Е. Вольтпертом был разработан метод имаготерапии.
Четвертьвековая деятельность Н.С. Говорова в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и других психоневрологических диспансерах г. Ленинграда заложила основы медицинского направления жанра театр рассказа. Это и другие направления: педагогическое, социологическое, клубное – являются основными формами прикладного применения реалистических театральных методов в социальной практике. Способы, методики, методы и методология театрального подхода для решения общечеловеческих проблем объединены в общую научно-художественную театральную систему, над которой Н.С. Говоров работал всю свою жизнь.
В 60-е годы им была написана единственная монография «Театр рассказа», первый том которой был опубликован учениками Говорова спустя полвека в 2008 году. Судьба двух рукописных томов по сей день остается неизвестной.